Коммерция

Быть выше первого. Рестораторы Петербурга все чаще готовы забираться на второй этаж

Быть выше первого. Рестораторы Петербурга все чаще готовы забираться на второй этаж
Барное самоубийство

Сразу несколько заведений "Токио Сити" заняли вторые этажи помещений на Невском пр. Популярен второй уровень и на других проходных улицах. Так, на ул. Рубинштейна работают "DUO.Азия", Social Club, на Большой Конюшенной ул. — Goose Goose. Практически на втором этаже расположен Mickey&Monkeys на Гороховой ул., 27. На Владимирском пр., 19, открылась "Биррерия" от Italy group.

В целом по городу 15% заведений общепита находятся на втором этаже и выше, следует из данных городского информационного сервиса "2ГИС", который проанализировал 8720 кафе, баров и ресторанов Петербурга. По данным Петростата, в первом полугодии 2018 года оборот заведений общепита достиг 36,2 млрд рублей — на 1% больше, чем в первом полугодии 2017–го.

Стоит отметить, что заведения одного формата готовы быть выше, а другого — нет. Так, каждый пятый ресторан находится выше первого этажа. А вот в барах доля высотных заведений сравнительно невелика — 12%. "Все правильно, для бара второй этаж — это самоубийство", — говорит Андрей Федотов, основатель сети баров "Барслона". Он поясняет, что с точки зрения целевой аудитории бары относятся к стрит–фуду, так как нацелены на прохожих, по этой причине помещение бара должно быть не просто на первом этаже, но и с большими витринными стеклами, заметным входом и хорошо просматриваться с улицы.

Случайно, но идеально

Для большинства игроков подъем на второй этаж — это вынужденный шаг. "Игроки общепита хотят присутствовать на улицах со специализированным ресторанным профилем и, когда нет предложения на первом этаже, готовы расположиться на втором", — рассказывает Юлия Корчемная, руководитель направления стрит–ретейла компании JLL в Петербурге. Рестораны на первом этаже лучше просматриваются, в них легче попасть, там можно сделать летнюю террасу, перечисляет преимущества традиционного расположения Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg, в то время как отсутствие лифта на второй этаж автоматически ограничивает аудиторию.

Однако соучредитель ресторана "DUO.Азия" Дмитрий Блинов именно это свойство второго этажа называет преимуществом: "Для нас было важно, чтобы никто случайный не заходил с улицы, чтобы гости шли целенаправленно к нам". Он признает, что не искал второй этаж специально, но такое расположение идеально совпало с концепцией его заведения.

Анна Лапченко соглашается, что некоторым гостям нравится посещать рестораны, расположенные на втором этаже: атмосфера в них более уединенная. Раньше это было возможно только в нескольких дорогих заведениях на крышах, сейчас появились более демократичные варианты на вторых этажах на Невском пр., например в заведениях "Мама Рома", Kriek.

Цена не равна успеху

В числе очевидных преимуществ второго этажа — сравнительно невысокие расходы на аренду.

По данным Knight Frank, аренда помещения на первом этаже на Невском пр. обойдется в 7–16 тыс. рублей за 1 м2 в месяц, а на втором — на 30–50% дешевле. Такая же разница в ставках аренды и на ул. Рубинштейна, где стоимость аренды на первом этаже составляет 3–5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц.

Однако рестораторы считают это условие спорным. "Стоимость аренды отличается не в разы, а на 20–30%, но в хорошем месте, где нет иных вариантов, мы соглашаемся на второй этаж, особенно если доступ туда удобный: есть лифт или широкая лестница. Наши гости к нам поднимаются без проблем", — говорит Антон Рейнбах, исполнительный директор "Токио Сити" (шесть ресторанов сети расположены выше первого этажа). Эксперт подчеркивает, что первый этаж для ресторанов однозначно предпочтительнее.

"Рынок аренды не регламентирован, и разница в ставках может быть не такой большой, для кого–то поток посетителей — это критичное условие, отсутствие которого не компенсируется дешевой арендой", — говорит Дмитрий Блинов. "Многие бары попадались на эту удочку и в погоне за недорогой арендой шли наверх — это распространенная стратегическая ошибка, которая приводила к закрытию", — соглашается Андрей Федоров. Их выводы подтверждают и брокеры. "Ставки за второй этаж могут быть ниже, чем за первый, но выбирают его зарекомендовавшие себя ресторанные проекты: "Токио Сити", Italy group, "Река", DUO и другие. Для единичных ресторанов такое место — риск", — говорит Владимир Каличава, директор департамента услуг для ретейлеров Colliers International.

Жильцы на выход

Количество торговых помещений на вторых этажах будет постепенно расти, третьи и более высокие этажи станут офисами или мини–отелями, прогнозирует Анна Лапченко. По ее словам, это закономерно, так как в динамично развивающемся городе центральные торговые улицы становятся не очень комфортными для постоянного проживания. Кроме ресторанов на высотные этажи на Невском пр. соглашаются продавцы сувениров, одежды и даже музеи.


15.08.2018

Комментарии